Пост!

Я избаловала ребёнка?

Семнадцать лет назад жизнь подарила мне самого дорогого на свете человека - мою дочь Валерию. Перспектива матери-одиночки маячила на горизонте не радужная, сами понимаете, но я до того хотела родить девочку, воспитать её и стать самой счастливой мамой на свете вопреки всем и вся, что ни на секундочку не задумалась об аборте.
Моя мама жила далеко, а книжки я тогда читала больше по учёбе, так что никакого представления о педагогике не имела в принципе. От подружек, соседок и преподавателей в институте узнавала, как правильно ребёнка пеленать, как стерилизовать банки, чем лечить простуду, как бороться с коликами и прочее-прочее, о чём современные мамы, наверное, даже не задумываются - благо есть Интернет.
И надо сказать, я с такой лёгкостью относилась к материнству, может, даже с излишней лёгкостью, что все эти семнадцать лет пролетели как один. У меня стойкое ощущение того, что только вчера было восьмое марта и на руках я держала розовый пискливый комок.
Детсадовские годы моей Валерии прошли мимо меня вообще. Я ребёнка в восьмом часу туда приводила, сонного, нахмуренного, а в седьмом вечера - забирала, утомлённого, но довольного. Болеть - она не болела практически, а в отпуска уходила как полагается, два раза в год: на две недели зимой и две летом, тогда же, когда отпуск был и у меня. Это время мы проводили вместе за играми, походами в кино и поездками к моей матери.
А потом началась школа. И, наверное, в день первого первого сентября, я твёрдо решила, что буду учить свою дочку по-другому, не как это было со мной.
Я свою маму за строгость не осуждаю. Если бы не мамина строгость, кто знает, занимала ли бы я сейчас должность главного бухгалтера, имела бы пресловутое высшее образование, квартиру, машину. Мама говорила, что лишнему в школе не научат, а потому надо знать и математику, и физику, и географию с биологией. Я и учила: с первого класса хватала за учителями каждое слово: и нужное, и не очень.
Так вот, вспомнив на линейке, как до тошноты я расставляла степени окисления в химических соединениях, как прорешивала по пятьдесят физических задач в день, я решила, что пусть моя дочь будет учиться по мере своих сил и возможностей, не больше, но и не меньше.
Первые четыре года никаких оценок Лерка не носила, сплошные "смайлики", наклеечки и прочие эквиваленты пятёрок с четвёрками. Я с энтузиазмом проверяла её домашние работы ровно две недели первого класса, а потом от однообразных заданий мне, непутёвой мамаше, стало скучно. С тех ребёнок ни разу не показывал мне свои тетради.
Очень хорошо помню, как на полугодовом собрании в пятом классе учительница рассказывала, к каким наукам склонны наши дети. Классная руководительница вела у ребят математику, а потому "математического" ребёнку всякий раз уделяла времени на пару минут больше, чем остальным. Уж не знаю, почему, но когда она дошла до Лерочки Александровой, голос её снизился на пару тонов, так, будто бы она хотела рассказать мне какую-то страшную тайну, какую-то абсолютно неприятную вещь, нечто постыдное и скверное. Оказалось, Лера делает успехи в английском языке, неплохо занимается на истории и литературе, но с меньшим старанием - на математике и природоведении.
Следующую неделю я наблюдала за своим ребёнком пристальнее, чем в то время, когда она научилась переворачиваться. Выяснила, что в общем-то ничего критичного в этом "меньшем старании" нет: на свою четвёрку Лера предметы знала, а к высшей оценке просто не стремилась из-за отсутствия интереса.
Именно таким образом сложилось всё её школьное образование. Английский язык, история, обществознание и литература даются Валерии без особого труда, она приносит домой пятёрки и четвёрки, чем, в общем-то, мы обе довольны. Математика, химия и физика у нас на уровне школьной четвёрки, которую иногда ставят, чтобы не портить аттестат. Да, возможно, следовало бы подтянуть знания по этим предметам, но и у меня, и у Леры возникает вполне себе логичный вопрос: зачем?
Лера вообще не ставит образование превыше всего. Она чётко знает, что каждый день ей необходимо выполнять домашнее задание, уделять время подготовке к экзаменам и два раза в неделю посещать репетитора. Но ради этого всего она не готова жертвовать любимыми танцами, полностью свободным выходным днём или своим здоровьем. Я так же не требую этих жертв, потому как считаю, что когда, если не сейчас наслаждаться возможностью без серьёзных потерь заниматься интересными делами? Что действительно страшного произойдёт, если она пропустит один учебный день ради поездки на экскурсию, например?
А недавно случилась такая ситуация. Моя лучшая подруга - Ирина, по совместительству мама лучшей подруги моей дочери. Наши дочери ходят к одному и тому же репетитору, с той лишь разницей, что Лера стала заниматься на год позже. Иринка подсовывала мне номер педагога с лета прошлого года, а я полагалась но свою дочь, которая решила, что десятый класс - это время отдохнуть от экзаменов и сполна насладиться школьной жизнью.
В этом году Лера пришла к выводу, что репетитору всё-таки быть, хотя подготовиться к ЕГЭ более, чем реально и самостоятельно. Учительница поначалу убеждала нас, что спохватились мы поздно, и неизвестно, приведёт ли эта затея к положительному финалу, но, увидев заинтересованность Лерки в предмете, убедила занятия не бросать, и вообще наобещала нам высокий балл.
В планах было заниматься и на каникулах, но на свободной осенней неделе моя Лера сначала заболела, а потом решила навестить бабушку. Взяла учебники, тетради, ноутбук, собрала вещи и уехала. Бабушка сообщает: Лера ежедневно занимается. Мне спокойно, ей тоже, что ещё надо? А нет, Иринка панику-таки навела. Целая неделя занятий с репетитором пропала, да разве же можно так халатно относиться к учёбе!
На эту тему мы с ней разговорились, и, если обобщить всё, что я услышала, получается так: учиться нужно только на бюджете, а если не получилось - пробовать до тех пор, пока не пройдёшь. А у меня тут же возникает вопрос: стоит ли этот бюджет того?
Наши дочери собираются поступать в один ВУЗ на один факультет. Ситуация с бюджетными местами на эту специальность крайне неприятная - всего пятнадцать, с учётом, что подают заявления не меньше трёхсот человек. Баллы у бюджетников очень высокие, и все пятнадцать счастливчиков дышат друг другу в спину: 298, 296, 295, 293... На платное же, конечно, берут практически всех, благо хватает мест.
Я готова оплачивать обучение своего ребёнка, потому как считаю, что главное - это учиться, а не бросить все силы на этот пресловутый бюджет, чтобы к первому сентября свалиться от усталости и вылететь на первой же сессии. Разве стоит это бесплатное место затраченных нервов и сил? Когда человеку жить, если в свои лучшие годы он с утра до ночи в учёбе? Когда заниматься танцами, когда петь, ходить в кинотеатры и встречаться с мальчиками? Мне больно смотреть на школьников с мешками под глазами, которые сразу после уроков несутся к репетиторам, на курсы, а оттуда - домой, но не отдыхать, а зубрить, зубрить... Нужно ли это всё?
Иринка говорит, что я Валерию просто избаловала. А как думаете вы, уважаемые читатели? Какое мнение выскажете?



Если Вам понравилось, поделитесь с друзьями в соцсетях:

Пост!














Теги: Лера, если, свою, потому, когда