Первым делом самолеты?
Многие из людей, одержимых небом, безусловно, стоят выше всяких похвал, и у них следует поучиться целеустремленности, хотя увлечение чрезвычайно рискованное. Некоторые мои знакомые так или иначе приобщились к авиации - самостоятельно или через друзей-пилотов. В начале лета 2017 года, несмотря на дождливую погоду и раскисшие летные поля, мой приятель-фотограф уговорил друга-энтузиаста выкатить мотодельтаплан, и они вдвоем кружились над местностью, налетав кучу часов ради нескольких удачных фотоснимков.
Если не считать отдельных вылазок, то ключевым местом тусовок увлеченных знакомых, которые желают летать, является авиаклуб. Меня периодически вытаскивают (по крайней мере, несколько раз за лето, хотя зимой тоже не прекращают полеты) на летное поле, чтобы показать свое мастерство в воздухе. Вокруг молодые и не очень люди бродят среди крылатой техники, интересуются, задают вопросы, разглядывают каждую машину. Девушки садятся на места пилотов, позируют возле них, делают фото на память. Приятель-фотограф носится с зеркалкой, берет у девушек номера телефонов и не всем успевает переслать фото. Им движет не только интерес продвижения творчества, но и желание заработать денег на фотосессиях. Авторитет он уже заработал. Что касается пилотов, то они придерживаются принципа «ну а девушки, а девушки потом»… Подавляющее большинство посетительниц и посетителей авиаклуба в самолет не пустят. Слишком дорогостоящее удовольствие, а еще члены авиаклуба не могут заниматься коммерческой деятельностью.
Мне предоставляют возможность по хорошему знакомству не только детально рассмотреть на земле все эти «Птенцы», «Зениты», «Сигмы», но и побыть в роли пассажирки. И каждый раз я отказываюсь. Несмотря на то, что даже мои подружки хотя бы раз в жизни прыгали с парашютом или во время отдыха в Египте летали на парамоторе с инструктором, я воздерживаюсь от подобных развлечений, и это вовсе не предубеждение. Я спокойно себя чувствую в салонах больших пассажирских самолетов, а малую авиацию избегаю, зная количество несчастных случаев. Частные пилоты и парапланеристы разбиваются по всему миру в огромных количествах. Совсем недавно у нас потерпел крушение легкий самолет, в котором находились парень с девушкой. Оба погибли, несмотря на заявленную надежность и наличие парашютной системы спасения. В данном случае причиной гибели стал человеческий фактор. При этом один общий знакомый, который после долгих испытаний все-таки получил свидетельство частного пилота, заплатив почти полмиллиона рублей за обучение, и приобрел по цене хорошей иномарки личный самолет «Птенец», утверждает, что это сверхнадежная техника, абсолютно не валкая и сохраняющая управляемость даже при выключенном двигателе. По всей вероятности, - считает он, - парень дал девушке «порулить», и это привело к катастрофе.
Увлеченный владелец носится со своим «Птенцом», перевозит его в разобранном виде со снятыми крыльями из гаража на летное поле на легковом прицепе, а после так же транспортирует домой. Жена никогда не летает с ним и не позволяет катать детей. Пилот-любитель намерен купить следующий самолет, более мощный, и пренебрежительно отзывается о «партизанах» - воздушных нелегалах, не имеющих ни лицензии, ни регистрации, передвигающихся на неучтенных мотодельтапланах и самоделках. В свою очередь, фотографу, все равно, на чем летать, со свидетельством или без, потому он обращается за помощью то к законопослушному авиатору, который редко проявляет благотворительность, то к маргиналу, способному летать в любую погоду. «Партизаны» тоже имеют негласный «свод правил», избегая полетов вблизи аэропортов, военных аэродромов, вертолетных площадок и других объектов, где они могут быть пойманы, сбиты или создают помехи движению воздушных судов.
У моего папы был старший товарищ, еще в советские времена построивший в домашних условиях два самолета. Первый, как рассказывает папа, имел фанерный фюзеляж, полотняные крылья, колеса от садовой тачки и мотор от мотоцикла. Другой – амфибия – был изготовлен на основе корпуса лодки и садился на воду. Невзирая на то, что подобных кулибиных продвигали в советской прессе, и чертежи талантливый авиастроитель тоже взял из массовых журналов, немного доработав, он так и не смог тогда, в конце 1970-х, зарегистрировать ни один из самолетов. Они еще немного полетали нелегалами и были пущены создателем на слом.
По сообщениям фотографа, неподалеку от нас живут несколько самодеятельных авиаконструкторов, и наиболее успешный из них – отставной военный летчик – уже успел опробовать в деле свою крылатую машину, в общей сложности преодолев по воздуху несколько тысяч километров. Другой, менее удачливый энтузиаст не так давно потерпел крушение, его самолет сломан, и скорее всего у 80-летнего человека больше не найдется сил на ремонт. Нынешней осенью, едва я успела сойти с электрички в дачном поселке, прямо над станцией пролетело нечто. Пассажиры на станции подняли головы и смотрели, раскрыв рты. Некоторые ахнули, что летательный аппарат свалится им на голову, но нечто кашлянуло дымом и полетело дальше.
Воспринимаются данные новости легальными авиаторами весьма болезненно. А если проявить сарказм и заметить, что сверхмалые воздушные суда падают одинаково часто как у пилотов с лицензиями, так и у пилотов без таковых, то профи сразу же принимаются ожесточенно аргументировать и приводят в сравнение профессиональных верхолазов, занимающихся высотными работами, и паркурщиков, нелегально прыгающих по крышам. Когда верхолаз получает травмы или погибает – это несчастный случай, а когда с крыши падает очередной любитель паркура – это предсказуемый результат. Легалы заявляют, что не понимают юмора, когда военный летчик на самоделке нарушает организацию движения в воздушном пространстве, пренебрегая всеми правилами. В свою очередь, «партизан» с дельтаплана, общавшийся с самодеятельным конструктором, восторженно отзывается о нем, говоря, что там использованные новшества тянут на несколько патентов, и самолет является настоящим кастом-билдом высокого уровня. Подготовить же необходимые документы быстро не получится.
Мое отношение к пилотам-любителям в целом положительное. Скажите мне, как не восхищаться людьми, поднимающимися в небо на воздушных шарах или делающими на дельталете головокружительные заходы над деревенской церковью, чтобы фотограф сделал пару удачных кадров для иллюстрированного издания? Но иногда масштабы затрат просто поражают. Для чего, к примеру, глава семьи со средним достатком выкладывает три миллиона рублей на частный самолет, если он выезжает покружиться над полями пару месяцев в году исключительно для собственного удовольствия? И зачем отставному военному летчику всякий раз ценой жизни испытывать оригинальные решения буквально на себе, а не на, допустим, беспилотной авиамодели? Но все равно такие люди вызывают у меня чувство глубокого уважения. Это ведь какой труд, построить настоящий летательный аппарат в домашних условиях! Я считаю, что конструкторы имеют полное право на самореализацию. Что вы думаете по поводу развития частных полетов?
Если не считать отдельных вылазок, то ключевым местом тусовок увлеченных знакомых, которые желают летать, является авиаклуб. Меня периодически вытаскивают (по крайней мере, несколько раз за лето, хотя зимой тоже не прекращают полеты) на летное поле, чтобы показать свое мастерство в воздухе. Вокруг молодые и не очень люди бродят среди крылатой техники, интересуются, задают вопросы, разглядывают каждую машину. Девушки садятся на места пилотов, позируют возле них, делают фото на память. Приятель-фотограф носится с зеркалкой, берет у девушек номера телефонов и не всем успевает переслать фото. Им движет не только интерес продвижения творчества, но и желание заработать денег на фотосессиях. Авторитет он уже заработал. Что касается пилотов, то они придерживаются принципа «ну а девушки, а девушки потом»… Подавляющее большинство посетительниц и посетителей авиаклуба в самолет не пустят. Слишком дорогостоящее удовольствие, а еще члены авиаклуба не могут заниматься коммерческой деятельностью.
Мне предоставляют возможность по хорошему знакомству не только детально рассмотреть на земле все эти «Птенцы», «Зениты», «Сигмы», но и побыть в роли пассажирки. И каждый раз я отказываюсь. Несмотря на то, что даже мои подружки хотя бы раз в жизни прыгали с парашютом или во время отдыха в Египте летали на парамоторе с инструктором, я воздерживаюсь от подобных развлечений, и это вовсе не предубеждение. Я спокойно себя чувствую в салонах больших пассажирских самолетов, а малую авиацию избегаю, зная количество несчастных случаев. Частные пилоты и парапланеристы разбиваются по всему миру в огромных количествах. Совсем недавно у нас потерпел крушение легкий самолет, в котором находились парень с девушкой. Оба погибли, несмотря на заявленную надежность и наличие парашютной системы спасения. В данном случае причиной гибели стал человеческий фактор. При этом один общий знакомый, который после долгих испытаний все-таки получил свидетельство частного пилота, заплатив почти полмиллиона рублей за обучение, и приобрел по цене хорошей иномарки личный самолет «Птенец», утверждает, что это сверхнадежная техника, абсолютно не валкая и сохраняющая управляемость даже при выключенном двигателе. По всей вероятности, - считает он, - парень дал девушке «порулить», и это привело к катастрофе.
Увлеченный владелец носится со своим «Птенцом», перевозит его в разобранном виде со снятыми крыльями из гаража на летное поле на легковом прицепе, а после так же транспортирует домой. Жена никогда не летает с ним и не позволяет катать детей. Пилот-любитель намерен купить следующий самолет, более мощный, и пренебрежительно отзывается о «партизанах» - воздушных нелегалах, не имеющих ни лицензии, ни регистрации, передвигающихся на неучтенных мотодельтапланах и самоделках. В свою очередь, фотографу, все равно, на чем летать, со свидетельством или без, потому он обращается за помощью то к законопослушному авиатору, который редко проявляет благотворительность, то к маргиналу, способному летать в любую погоду. «Партизаны» тоже имеют негласный «свод правил», избегая полетов вблизи аэропортов, военных аэродромов, вертолетных площадок и других объектов, где они могут быть пойманы, сбиты или создают помехи движению воздушных судов.
У моего папы был старший товарищ, еще в советские времена построивший в домашних условиях два самолета. Первый, как рассказывает папа, имел фанерный фюзеляж, полотняные крылья, колеса от садовой тачки и мотор от мотоцикла. Другой – амфибия – был изготовлен на основе корпуса лодки и садился на воду. Невзирая на то, что подобных кулибиных продвигали в советской прессе, и чертежи талантливый авиастроитель тоже взял из массовых журналов, немного доработав, он так и не смог тогда, в конце 1970-х, зарегистрировать ни один из самолетов. Они еще немного полетали нелегалами и были пущены создателем на слом.
По сообщениям фотографа, неподалеку от нас живут несколько самодеятельных авиаконструкторов, и наиболее успешный из них – отставной военный летчик – уже успел опробовать в деле свою крылатую машину, в общей сложности преодолев по воздуху несколько тысяч километров. Другой, менее удачливый энтузиаст не так давно потерпел крушение, его самолет сломан, и скорее всего у 80-летнего человека больше не найдется сил на ремонт. Нынешней осенью, едва я успела сойти с электрички в дачном поселке, прямо над станцией пролетело нечто. Пассажиры на станции подняли головы и смотрели, раскрыв рты. Некоторые ахнули, что летательный аппарат свалится им на голову, но нечто кашлянуло дымом и полетело дальше.
Воспринимаются данные новости легальными авиаторами весьма болезненно. А если проявить сарказм и заметить, что сверхмалые воздушные суда падают одинаково часто как у пилотов с лицензиями, так и у пилотов без таковых, то профи сразу же принимаются ожесточенно аргументировать и приводят в сравнение профессиональных верхолазов, занимающихся высотными работами, и паркурщиков, нелегально прыгающих по крышам. Когда верхолаз получает травмы или погибает – это несчастный случай, а когда с крыши падает очередной любитель паркура – это предсказуемый результат. Легалы заявляют, что не понимают юмора, когда военный летчик на самоделке нарушает организацию движения в воздушном пространстве, пренебрегая всеми правилами. В свою очередь, «партизан» с дельтаплана, общавшийся с самодеятельным конструктором, восторженно отзывается о нем, говоря, что там использованные новшества тянут на несколько патентов, и самолет является настоящим кастом-билдом высокого уровня. Подготовить же необходимые документы быстро не получится.
Мое отношение к пилотам-любителям в целом положительное. Скажите мне, как не восхищаться людьми, поднимающимися в небо на воздушных шарах или делающими на дельталете головокружительные заходы над деревенской церковью, чтобы фотограф сделал пару удачных кадров для иллюстрированного издания? Но иногда масштабы затрат просто поражают. Для чего, к примеру, глава семьи со средним достатком выкладывает три миллиона рублей на частный самолет, если он выезжает покружиться над полями пару месяцев в году исключительно для собственного удовольствия? И зачем отставному военному летчику всякий раз ценой жизни испытывать оригинальные решения буквально на себе, а не на, допустим, беспилотной авиамодели? Но все равно такие люди вызывают у меня чувство глубокого уважения. Это ведь какой труд, построить настоящий летательный аппарат в домашних условиях! Я считаю, что конструкторы имеют полное право на самореализацию. Что вы думаете по поводу развития частных полетов?