Фотопроект Виктории Ивлевой «Рождение Украины»
Российский фотограф Виктория Ивлева весной этого года объехала роддома Украины, чтобы символически показать, как после Майдана рождается новая нация. 18 августа в Киеве на платформе культурных инициатив «Изоляция» открывается выставка «Рождение Украины». Bird In Flight попросил Викторию рассказать об этом проекте.
В моей книге «Мандрiвка, или Путешествие фейсбучного червя по Украине», главу из которой Bird In Flight публиковал зимой, был такой фрагмент:
«Женщины, ковыряющие мерзлую землю, чтобы доставать из неё камни, баррикады из мешков, набитых снегом, кострища, палки, средневековье, трёхметровый плакат „Бачу справи твої людино“ с безумными глазами Спаса, и опять и опять упрямо движущиеся вперёд фигурки, вытаскивающие раненых из-под огня, завывание скорых, горький запах резины, засунутые в бутылки и банки с „коктейлем Молотова“ фитильки из белых разорванных на полоски тряпочек, таинственные снайперы, простреленные металлические щиты из ржавого железа с пятнами крови, девочка-волонтёр, раненная в шею, серое обличье „Беркута“, хлещущая кровь, чёрные закопчённые лица, покрышки, огонь, хаос, хаос, хаос.
И внезапно из хаоса — рождение нации».
Этот текст был написан в 2014 году. Мне было интересно, как сегодня можно передать фотографическим языком ощущение рождения нации. Поначалу это казалось мне невозможным, поскольку главное событие — Майдан — уже прошло, а фотография — это всегда здесь и сейчас.
Потом я поняла, что хочу объехать всю Украину и снять настоящие роды, которые и станут символом появления новой жизни — через боль, страдания, кровь, а иногда и смерть. Так появился проект «Рождение Украины».
Идея проекта — метафора рождения новой национальной общности, которая складывается в Украине после Майдана. Страдания людей из-за войны на востоке страны и аннексии Крыма и одновременно редкий подъём и воодушевление украинцев из самых разных слоёв общества, связанные с надеждами на самостоятельное будущее свободной Украины, символически отражены в фотографиях рожениц и только что появившихся на свет детей.
Проект делался в два захода, в марте и мае 2016 года, и был построен по принципу «один день — один город». Ночевать приходилось в поездах и роддомах, и я очень благодарна за помощь всем дежурившим врачам. После последней съёмки, когда надо было возвращаться в Россию, главный врач роддома в Старобельске Луганской области среди ночи отвёз меня на границу и помог её перейти. Вообще, у меня сложилось впечатление, что в акушерстве в Украине работают в основном удивительно приятные и симпатичные люди. Возможно, при рождении ребёнка происходит выброс какой-то положительной энергии и тот, кто наблюдает роды постоянно, сам становится положительным — ну или мне просто везло почти во всех роддомах.
Пожалуй, это была первая съёмка в моей жизни, в ход которой я никак не могла вмешаться: не увеличивать же страдания и боль ради кадра и не заставлять же новорождённого человека мёрзнуть голым только потому, что мне захотелось сделать дубль! Несколько раз меня ставили на какую-то точку, откуда было интересно снимать, и просили не двигаться, потому что слева и справа лежали стерильные инструменты, я не двигалась, держа камеру наведённой, а потом в самый ответственный момент передо мной оказывалась чья-то спина в белом халате — и кадр не получался.
Это была первая съёмка в моей жизни, для которой потребовалась флюорография — таковы были требования Министерства охраны здоровья Украины, без разрешения которого этот проект был бы просто неосуществим.
Я очень боялась, что съёмка может не получиться просто потому, что все будут наотрез отказываться сниматься. Но такого не произошло — и 34 прекрасные будущие мамы участвовали в моём «Рождении Украины».
Это была одна из самых счастливых съёмок в моей жизни. Она наполнила меня светом, радостью и надеждой.
Этот проект я вижу как подарок Украине и повод для ещё одного разговора об этой ласковой и невероятной стране, о цене жизни и смерти, о свободе и предназначении человека.
Все вышесказанное никак не уменьшает степень моей личной вины и моей персональной ответственности за войну, за погибших, за обездоленных, переселённых, мучающихся, несчастных людей. Я сделала слишком мало, чтобы остановить войну. И жить мне с сознанием этого до конца моих дней.
Постскриптум
Мой проект, отдельные фотографии из которого я регулярно выставляла на своей страничке в фейсбуке, почему-то привлёк невиданное внимание пуританских или даже антифотографических и страшных сил. Люди, которые сами как будто никогда не рождались, не рожали и даже не принимали участия в зачатии, поднаторели в написании доносов в фейсбуке. Сначала меня забанили на неделю вот за эту картинку, которую мы с Bird In Flight теперь на всякий случай предусмотрительно закрыли шторкой:
Будучи вполне обучаемым человеком, на следующей фотографии я закрыла женский сосок чёрным квадратом Малевича.
Малевич не помог, меня забанили ещё на месяц. Супрематизм оказался бессилен против ханжества.
Может быть, пора поднимать об этом большой профессиональный разговор? Не о тех, кто пишет доносы, — с ними-то всё ясно, а о тех, кто, не умея отличить порно от документальной фотографии, принимает решения, явно попахивающие средневековьем.
В моей книге «Мандрiвка, или Путешествие фейсбучного червя по Украине», главу из которой Bird In Flight публиковал зимой, был такой фрагмент:
«Женщины, ковыряющие мерзлую землю, чтобы доставать из неё камни, баррикады из мешков, набитых снегом, кострища, палки, средневековье, трёхметровый плакат „Бачу справи твої людино“ с безумными глазами Спаса, и опять и опять упрямо движущиеся вперёд фигурки, вытаскивающие раненых из-под огня, завывание скорых, горький запах резины, засунутые в бутылки и банки с „коктейлем Молотова“ фитильки из белых разорванных на полоски тряпочек, таинственные снайперы, простреленные металлические щиты из ржавого железа с пятнами крови, девочка-волонтёр, раненная в шею, серое обличье „Беркута“, хлещущая кровь, чёрные закопчённые лица, покрышки, огонь, хаос, хаос, хаос.
И внезапно из хаоса — рождение нации».
Этот текст был написан в 2014 году. Мне было интересно, как сегодня можно передать фотографическим языком ощущение рождения нации. Поначалу это казалось мне невозможным, поскольку главное событие — Майдан — уже прошло, а фотография — это всегда здесь и сейчас.
Потом я поняла, что хочу объехать всю Украину и снять настоящие роды, которые и станут символом появления новой жизни — через боль, страдания, кровь, а иногда и смерть. Так появился проект «Рождение Украины».
Идея проекта — метафора рождения новой национальной общности, которая складывается в Украине после Майдана. Страдания людей из-за войны на востоке страны и аннексии Крыма и одновременно редкий подъём и воодушевление украинцев из самых разных слоёв общества, связанные с надеждами на самостоятельное будущее свободной Украины, символически отражены в фотографиях рожениц и только что появившихся на свет детей.
Проект делался в два захода, в марте и мае 2016 года, и был построен по принципу «один день — один город». Ночевать приходилось в поездах и роддомах, и я очень благодарна за помощь всем дежурившим врачам. После последней съёмки, когда надо было возвращаться в Россию, главный врач роддома в Старобельске Луганской области среди ночи отвёз меня на границу и помог её перейти. Вообще, у меня сложилось впечатление, что в акушерстве в Украине работают в основном удивительно приятные и симпатичные люди. Возможно, при рождении ребёнка происходит выброс какой-то положительной энергии и тот, кто наблюдает роды постоянно, сам становится положительным — ну или мне просто везло почти во всех роддомах.
Пожалуй, это была первая съёмка в моей жизни, в ход которой я никак не могла вмешаться: не увеличивать же страдания и боль ради кадра и не заставлять же новорождённого человека мёрзнуть голым только потому, что мне захотелось сделать дубль! Несколько раз меня ставили на какую-то точку, откуда было интересно снимать, и просили не двигаться, потому что слева и справа лежали стерильные инструменты, я не двигалась, держа камеру наведённой, а потом в самый ответственный момент передо мной оказывалась чья-то спина в белом халате — и кадр не получался.
Это была первая съёмка в моей жизни, для которой потребовалась флюорография — таковы были требования Министерства охраны здоровья Украины, без разрешения которого этот проект был бы просто неосуществим.
Я очень боялась, что съёмка может не получиться просто потому, что все будут наотрез отказываться сниматься. Но такого не произошло — и 34 прекрасные будущие мамы участвовали в моём «Рождении Украины».
Это была одна из самых счастливых съёмок в моей жизни. Она наполнила меня светом, радостью и надеждой.
Этот проект я вижу как подарок Украине и повод для ещё одного разговора об этой ласковой и невероятной стране, о цене жизни и смерти, о свободе и предназначении человека.
Все вышесказанное никак не уменьшает степень моей личной вины и моей персональной ответственности за войну, за погибших, за обездоленных, переселённых, мучающихся, несчастных людей. Я сделала слишком мало, чтобы остановить войну. И жить мне с сознанием этого до конца моих дней.
Постскриптум
Мой проект, отдельные фотографии из которого я регулярно выставляла на своей страничке в фейсбуке, почему-то привлёк невиданное внимание пуританских или даже антифотографических и страшных сил. Люди, которые сами как будто никогда не рождались, не рожали и даже не принимали участия в зачатии, поднаторели в написании доносов в фейсбуке. Сначала меня забанили на неделю вот за эту картинку, которую мы с Bird In Flight теперь на всякий случай предусмотрительно закрыли шторкой:
Будучи вполне обучаемым человеком, на следующей фотографии я закрыла женский сосок чёрным квадратом Малевича.
Малевич не помог, меня забанили ещё на месяц. Супрематизм оказался бессилен против ханжества.
Может быть, пора поднимать об этом большой профессиональный разговор? Не о тех, кто пишет доносы, — с ними-то всё ясно, а о тех, кто, не умея отличить порно от документальной фотографии, принимает решения, явно попахивающие средневековьем.