Пост!

О чем говорят куклы

Вокруг игрушек издавна идут споры. В наши дни негодование взрослых особенно обрушивается на малюток монстресс «Монстр Хай». Школа монстров сурова как никогда – шрамы, клыки, синюшный цвет кожи, сверхъестественные способности. Учителя, родители, психологи и т.д. недовольны тем, что монстрюшки вызывающе одеваются, летают по небу, спят в гробиках, конкурируют с себе подобными, а поклонницы мультиков и кукол неожиданно начинают отождествлять себя с Дракулаурой, Гулией или Фрэнки.
Вспоминая себя в детстве, я скажу, что проблема на самом деле не в куклах, а в личных переживаниях, которые затем начинают влиять на игры. В реальном мире я не могла быть сильной настолько, насколько мне хотелось бы, в чем-то даже искала защиты, а мой внешний вид чрезвычайно не соответствовал тому, чего хотелось на самом деле, и этот идеал вовсе не был продиктован окружением. К примеру, мне хотелось платья барокко с веерообразными воротниками и величественными силуэтами. Тогда я стала бы настоящей королевой. Но никто в конце 1980-х гг. не носил таких нарядов ни в школе, ни на улице. Живых примеров для подражания не было. У кукол наряды барокко и рококо появились только благодаря моим кропотливым трудам. Первый карнавальный костюм на себя я сшила лет в 12, не раньше. Что же касается персонажей со сказочной и даже где-то радикально выделяющейся внешностью, то они служили неплохой защитой от жестокого внешнего мира. Мне как-то подарили ведьмочку с седыми волосами в остроконечной шляпе, сидевшую на метле. Обычно она жила возле ночника-домика, а в новогодние праздники занимала почетное место на елке, приносила в дом удачу. С каким же негодованием я узнала, как много невиновных девушек и женщин и даже девочек по подозрению в колдовстве заживо сожгли чьи-то родители в Средние Века.
Выбор игрушек был для меня ответственным делом, ведь не каждый день я могла себе позволить их. Уже тогда появилось много разного импорта, включая монстров и трансформеров. Я исходила из эстетических соображений. Кукла, изображающая четырехгрудую четырехрукую женщину с секирой – однозначно нет. Один ее вид вызывал отвращение. А вот стройной блондинке с белозубой улыбкой в комплекте с пляжным зонтиком и доской для серфинга вполне можно было доверять. Учителя начальных классов в ту пору нападали на Барби из-за «неправильных представлений о красивой жизни». Еще одним предметом критики были заграничные пупсики с анатомическими подробностями. И совсем малая толика нежелательности высказывалась в адрес трансформеров-роботов и игрушечных пострелушек, но не такая резкая, поскольку их в целевой аудитории – мальчиках – специально воспитывали силу.
В то непростое время я стала обладательницей коллекции игрушек из разных стран. Откуда-то, вероятно завезенные в виде гуманитарной помощи с последующей реализацией через наши комиссионки, у меня появились американские куклы по мотивам Вьетнамской войны. Покрытые пылью, в обветшалых измятых коробках, сами они находились в хорошем состоянии – прежние владельцы обращались аккуратно. Эти две фигуры, близкие к Барби по размерам, существенно расширили сюжет игр. «Медсестра Джейн» - девушка в медицинской форме, вместе с которой в комплект входили носилки, костыли, миниатюрный шприц и Field surgery kit (чемоданчик полевого хирурга с нарисованными изнутри инструментами). «Солдат Джо» - парашютист в комбинезоне, по фигуре чуть плотнее Кена. В комплекте с ним прилагались каска, защитные очки и автомат.
В играх их роли и костюмы менялись. Иногда всю компанию нужно было переодеть на вечеринку или наоборот сделать Кена врачом в помощь Джейн.
Многих кукол я делала сама. В основном это были веревочные, тростевые или перчаточные куклы для театральных представлений. Даже вела занятия в кружке по их изготовлению, хотя интерес был невеликим. Сувенирные фигурки из полимерной глины для показа одежды сначала лепила вручную каждую, но потом применила шаблонные формы из гипса, в которых можно легко скопировать стандартные головы и другие детали.
У меня есть подруга мусульманка, которая никогда не покупает своим детям куклы в магазине, а изготавливает своими руками, исходя из религиозной этики. У кукол не должно быть аурата, они все в закрытой одежде. Она предпочитает вязаных и тряпичных куколок без обозначения лица, так как считает, что его тоже быть не должно. Даже критикует куклы из арабских стран, которые одеты в национальную абайю или кафтан, а остальное исполнение соответствует европейскому. Другие мусульманки настроены не настолько категорично и считают выборочные готовые игрушки, например, Машу из «Маши и Медведя» вполне благопристойными.
Мне в детстве больше всего нравились даже не Барби, а старинные фарфоровые и керамические куклы. Несмотря на интенсивные игры, ни одна из них не была разбита или испорчена. Что интересно, некоторые фарфоровые куклы могли поворачиваться в районе пояса, изображая танец или поклон. Массивные куклы отечественного производства, распространенные в 80-х гг., я если и получала от кого-нибудь в подарок, то сразу же передаривала или обменивала на полезные вещи (мулине, кружева).
Долгое время огромная коллекция игрушек только радовала глаз. Но когда я стала взрослой, их присутствие начало утомлять. Значительную часть пришлось подарить всем желающим. Остались только самые милые сердцу. Теперь иногда хочется купить монстрюшек или серию кукол народов мира, только ловлю себя на том, что они тоже могут надоесть, будут занимать много места и вообще не нужно тратиться. Когда берешь куклу в руки, сохраняется лишь одно ощущение, знакомое с детства: ощущение власти, убежденность в том, что хоть что-то находится под твоим контролем.



Если Вам понравилось, поделитесь с друзьями в соцсетях:

Пост!














Теги: куклы, кукол, даже, себя, игрушек